ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

                                                                                       Образцов П.И.

Актуальность исследования проблемы разработки информационных технологий обучения (ИТО) определяется насущной потребностью раз­решения объективно сложившегося в условиях реформирования высшей школы противоречия между необходимостью повышения качества про­фессиональной подготовки специалистов на основе внедрения совре­менных дидактических технологий и возможностью реализовать их в рамках применяемых сегодня в вузах традиционных моделей обуче­ния.

Одним из путей решения обозначенной проблемы выступает ин­форматизация образования, под которой понимается в широком смысле комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией, а в узком внедрение в учреждениях системы образования информационных средств, основанных на микроп­роцессорной технике, а также информационной продукции и педагоги­ческих технологий, базирующихся на этих средствах. Приоритетность данного направления развития системы высшего профессионального образования в России определена соответствующими нормативными ак­тами. В постановлении правительства РФ N 498 от 23 мая 1995 г. и приказе министерства общего и профессионального образования РФ N 361 от 12 марта 1997 г. в качестве важнейшей стратегической за­дачи развития высшей школы на период до 2000 г. рассматривается формирование новой парадигмы образования информационного общест­ва, основанной на совершенствовании информационной среды высших учебных заведений, разработке и внедрении ИТО, ориентированных на создание целостных дидактических комплексов, имеющих максимально широкую область применения в учебном процессе. Причем, под ИТО (computerized teaching technology) в широком смысле понимается отрасль дидактики, занимающаяся изучением планомерно и сознатель­но организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования, а в узком смысле - совокупность методов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления учебной информации, расширяющей знания людей и развивающей их возможности по управлению техническими и социальными процессами. Из сказанного делается вывод о том, что информатизация образования, обеспечивая интеграционные тенденции познания закономерностей развития предметных областей и окружаю­щей среды, актуализирует разработку современных теорий обучения, основанных на эффективном использовании потенциала ИТО.

Новая роль компьютеров в педагогической деятельности как хранилища хорошо структурированной информации, сравнительная простота доступа к ней, смещает целевые установки обучения с за­поминания большого объема тактического материала на умение осу­ществлять поиск информации, необходимой для решения учебных и прикладных задач, а самое важное умение определить, какая имен­но информация необходима для их решения, то есть встает задача распределения знаний между компьютером и человеком, формирования у обучаемого качеств эксперта. Исходя из этого, использование ИТО, по нашему мнению, должно строиться в прямой зависимости от стратегических целей подготовки не только специалистаисполни­теля, но и творчески развитой личности, способной к постоянному самосовершенствованию, к решению нестандартных задач в постоянно меняющихся условиях профессиональной деятельности.

Исходя из сказанного, предлагается следующая организацион­но-управленческая модель конструирования ИТО в вузе (см. рис.1). В качестве ее базовой основы выступает нормативно-функциональная модель (НФМ) специалиста, основы разработки которой изложены в [1]. Основным достоинством НФМ следует считать то. что она органично учитывает как требования Государственного образователь­ного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) к выпускнику вуза, так и ведомственные дополнения, определяющие особенности подготовки специалиста.

Наряду с НФМ, организационно-управленческая модель может, на наш взгляд, органично включать в себя целый ряд дидактических мо­делей, таких как модель учебной дисциплины, модель обучаемого, модель обучающего и модель управления познавательной деятель­ностью слушателей.

 

 

 

Рис.1. Организационно-управленческая модель конструирования

информационной технологии обучения

 

Наличие названных моделей в составе ИТО позволяет ответить на ряд вопросов, стоящих при проектировании любой технологии обу­чения.

Модель учебной дисциплины (чему учить?) включает в себя учебные цели, особенности профессионально ориентированной системы знаний, навыков и умений, степень и глубину изучения предметной области, информационную емкость и дидактические требования: науч­ность содержания, систематичность, последовательность обучения, наглядность и т.д.

Модель управления процессом обучения (как учить?) учитывает особенности сценария педагогического программного продукта, вхо­дящего в состав ИТО и сами дидактические возможности технологии, а именно:

особенности дидактического метода обучения и педагогичес­кой теории на которой этот метод базируется;

соответствие способа подачи учебного материала требуемому дискретному уровню обучения;

– набор стратегических  возможностей  ИТО:  изменение  темпа изучения и сложности предлагаемого учебного материала, учет инди­видуальных характеристик обучаемого;

 – источник и вид управляющего воздействия данной ИТО как на весь учебный процесс, так и на каждого обучаемого и т.д.

Модель обучаемого (кого учить?) представляет собой опреде­ленную редукцию личности слушателя, которая позволяет проанализи­ровать и учесть личностные, психофизиологические и социально-пси­хологические качества обучаемых, уровень их подготовленности к работе с компьютерными и информационными средствами, предысторию обучения (количество предыдущих сеансов работы, обращение за по­мощью и др.), уровень базовых и текущих знаний, навыков и умений по ранее изучающимся родственным учебным дисциплинам, характери­зующие учебно-познавательную деятельность и процесс формирования профессионально важных качеств специалиста, а также адаптационные возможности ИТО в связи с воздействием на обучаемых стрессовых факторов. Следует отметить, что модель обучаемого, органично включая в себя синтезированную модель личности и взаимодополняя друг друга, на завершающей стадии профессионального обучения адекватна НФМ.

Модель обучающего (кому учить?) учитывает личностные осо­бенности самого преподавателя - профессиональные педагогические качества, глубину знания предметной области, владение современны­ми методами и методиками обучения и другие.

Следует отметить, что дидактическое проектирование и конс­труирования названных моделей ведется в строгом соответствии с логикой технологии обучения, в качестве структурных элемен­тов которой выступают: мотивационно-целевой компонент, поддержи­ваемый НФМ специалиста, содержательный компонент, под­держиваемый моделью предметной области, субъект обучения препо­даватель, поддерживаемый моделью обучающего, объект обучения, поддерживаемый моделью обучающегося, и субъект-объектные связи поддерживаются моделью управления познавательной деятельностью слушателей вуза. Одним из важных элементов ИТО выступают  существующие обратные связи, позволяющие на различных этапах обучения коррек­тировать учебный процесс.

Результаты экспериментального обучения с использованием ИТО, сконструированных и разработанных в соответствии с предложенной моделью, показывают, что их применение при обучении слушателей на трех кафедрах ВИПС позволило:

 повысить качество усвоения изучаемого материала (прирост оценочных показателей в экспериментальных группах составил от О.4 до  О.5  балла,  а коэффициент эффективности от 1.10 до 1.12);

 повысить “сохраняемость” знаний при отсроченном контроле (эффективность в этом случае  составила от 1.2 до 2%);

 сократить время на анализ, обработку и представление ре­зультатов лабораторных работ более чем в 2 раза;

активизировать познавательную деятельность и повысить сти­мулирующемотивационную составляющую обучения (82,4% респонден­тов, участвовавших в обучении с применением фрагментов компьюте­ризированных учебников, и 86,4%, с использованием компьютерных лабораторных практикумов, заявили, что условия, созданные в рам­ках ИТО, не только обеспечили необходимую для обучения мотивацию, но и стимулировали желание глубже изучить предложенный учебный материал);

 производить оперативный контроль за ходом усвоения знаний, навыков и умений, вести статистику успеваемости и диагностировать уровень подготовки каждого обучаемого и группы в целом, что обес­печивает достаточно объективную оценку знаний обучаемого и хоро­шую информированность преподавателя.

Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты дают основание предполагать, что в современных условиях информа­тизации образования в системе профессиональной подготовки специа­листов могут быть разработаны модели обучения, позволяющие эффек­тивно использовать в учебном процессе ИТО, обеспечивающие единс­тво требований ГОС ВПО и ведомственных дополнений к выпускнику вуза и поддерживающие процесс поэтапного профессионального ста­новления специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интеграционные технологии образования как средство совер­шенствования управления качеством подготовки специалиста. Отчет о НИР "Управление". - Орел: ВИПС, 1997.

2. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Монография. - Орел: ОрелГТУ, 1997. - 131 с.

3. Гусев В.В., Образцов П.И., Щекотихин В.М. Информационные технологии в образовательном процессе ввуза. Учебное пособие. - Орел: ВИПС, 1997. - 126 с

Hosted by uCoz