ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Образцов П.И.
Актуальность исследования проблемы разработки информационных
технологий обучения (ИТО) определяется насущной потребностью разрешения
объективно сложившегося в условиях реформирования высшей школы противоречия
между необходимостью повышения качества профессиональной подготовки
специалистов на основе внедрения современных дидактических технологий и
возможностью реализовать их в рамках применяемых сегодня в вузах традиционных
моделей обучения.
Одним из путей решения обозначенной проблемы выступает
информатизация образования, под которой понимается в широком смысле – комплекс социально-педагогических
преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной
продукцией, средствами и технологией, а в узком – внедрение в учреждениях системы образования информационных
средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной
продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.
Приоритетность данного направления развития системы высшего профессионального
образования в России определена соответствующими нормативными актами. В
постановлении правительства РФ N 498 от 23 мая 1995 г. и приказе министерства
общего и профессионального образования РФ N 361 от 12 марта 1997 г. в качестве
важнейшей стратегической задачи развития высшей школы на период до 2000 г. рассматривается
формирование новой парадигмы образования информационного общества, основанной
на совершенствовании информационной среды высших учебных заведений, разработке
и внедрении ИТО, ориентированных на создание целостных дидактических
комплексов, имеющих максимально широкую область применения в учебном процессе.
Причем, под ИТО (computerized teaching
technology) в широком смысле понимается отрасль
дидактики, занимающаяся изучением планомерно и сознательно организованного
процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства
информатизации образования, а в узком смысле - совокупность методов и
программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, организации,
хранения, обработки, передачи и представления учебной информации, расширяющей
знания людей и развивающей их возможности по управлению техническими и
социальными процессами. Из сказанного делается вывод о том, что информатизация
образования, обеспечивая интеграционные тенденции познания закономерностей
развития предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку
современных теорий обучения, основанных на эффективном использовании потенциала
ИТО.
Новая роль компьютеров в педагогической деятельности как
хранилища хорошо структурированной информации, сравнительная простота доступа к
ней, смещает целевые установки обучения с запоминания большого объема
тактического материала на умение осуществлять поиск информации, необходимой
для решения учебных и прикладных задач, а самое важное – умение определить, какая именно информация необходима для их
решения, то есть встает задача распределения знаний между компьютером и
человеком, формирования у обучаемого качеств эксперта. Исходя из этого,
использование ИТО, по нашему мнению, должно строиться в прямой зависимости от
стратегических целей – подготовки
не только специалиста–исполнителя,
но и творчески развитой личности, способной к постоянному
самосовершенствованию, к решению нестандартных задач в постоянно меняющихся
условиях профессиональной деятельности.
Исходя из сказанного, предлагается следующая
организационно-управленческая модель конструирования ИТО в вузе (см. рис.1). В
качестве ее базовой основы выступает нормативно-функциональная модель (НФМ)
специалиста, основы разработки которой изложены в [1]. Основным достоинством
НФМ следует считать то. что она органично учитывает как требования
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования (ГОС ВПО) к выпускнику вуза, так и ведомственные дополнения,
определяющие особенности подготовки специалиста.
Наряду с НФМ, организационно-управленческая модель
может, на наш взгляд, органично включать в себя целый ряд дидактических моделей,
таких как модель учебной дисциплины, модель обучаемого, модель обучающего и
модель управления познавательной деятельностью слушателей.
информационной
технологии обучения
Наличие названных моделей в составе ИТО позволяет ответить
на ряд вопросов, стоящих при проектировании любой технологии обучения.
Модель
учебной дисциплины (чему учить?) включает в
себя учебные цели, особенности профессионально ориентированной системы знаний,
навыков и умений, степень и глубину изучения предметной области, информационную
емкость и дидактические требования: научность содержания, систематичность,
последовательность обучения, наглядность и т.д.
Модель
управления процессом обучения (как учить?)
учитывает особенности сценария педагогического программного продукта, входящего
в состав ИТО и сами дидактические возможности технологии, а именно:
–
особенности дидактического метода обучения и педагогической теории на которой
этот метод базируется;
– соответствие
способа подачи учебного материала требуемому дискретному уровню обучения;
– набор стратегических возможностей
ИТО: изменение темпа изучения и сложности предлагаемого
учебного материала, учет индивидуальных характеристик обучаемого;
– источник и вид управляющего воздействия
данной ИТО как на весь учебный процесс, так и на каждого обучаемого и т.д.
Модель
обучаемого (кого учить?) представляет собой определенную
редукцию личности слушателя, которая позволяет проанализировать и учесть
личностные, психофизиологические и социально-психологические качества
обучаемых, уровень их подготовленности к работе с компьютерными и
информационными средствами, предысторию обучения (количество предыдущих сеансов
работы, обращение за помощью и др.), уровень базовых и текущих знаний, навыков
и умений по ранее изучающимся родственным учебным дисциплинам, характеризующие
учебно-познавательную деятельность и процесс формирования профессионально
важных качеств специалиста, а также адаптационные возможности ИТО в связи с
воздействием на обучаемых стрессовых факторов. Следует отметить, что модель
обучаемого, органично включая в себя синтезированную модель личности и взаимодополняя друг друга, на завершающей стадии
профессионального обучения адекватна НФМ.
Модель
обучающего (кому учить?) учитывает личностные особенности
самого преподавателя - профессиональные педагогические качества, глубину знания
предметной области, владение современными методами и методиками обучения и
другие.
Следует отметить, что дидактическое проектирование и
конструирования названных моделей ведется в строгом соответствии с логикой
технологии обучения, в качестве структурных элементов которой выступают:
мотивационно-целевой компонент, поддерживаемый НФМ специалиста, содержательный
компонент, поддерживаемый моделью предметной области, субъект обучения – преподаватель, поддерживаемый моделью
обучающего, объект обучения, поддерживаемый моделью обучающегося, и субъект-объектные связи поддерживаются моделью управления
познавательной деятельностью слушателей вуза. Одним из важных элементов ИТО
выступают существующие обратные связи,
позволяющие на различных этапах обучения корректировать учебный процесс.
Результаты экспериментального обучения с использованием
ИТО, сконструированных и разработанных в соответствии с предложенной моделью,
показывают, что их применение при обучении слушателей на трех кафедрах ВИПС
позволило:
– повысить качество усвоения изучаемого
материала (прирост оценочных показателей в экспериментальных группах составил
от О.4 до О.5 балла,
а коэффициент эффективности от 1.10 до 1.12);
– повысить “сохраняемость”
знаний при отсроченном контроле (эффективность в этом случае составила от 1.2 до 2%);
– сократить время на анализ, обработку и
представление результатов лабораторных работ более чем в 2 раза;
–
активизировать познавательную деятельность и повысить стимулирующе–мотивационную составляющую обучения
(82,4% респондентов, участвовавших в обучении с применением фрагментов
компьютеризированных учебников, и 86,4%, с использованием компьютерных
лабораторных практикумов, заявили, что условия, созданные в рамках ИТО, не
только обеспечили необходимую для обучения мотивацию, но и стимулировали
желание глубже изучить предложенный учебный материал);
– производить оперативный контроль за ходом
усвоения знаний, навыков и умений, вести статистику успеваемости и
диагностировать уровень подготовки каждого обучаемого и группы в целом, что
обеспечивает достаточно объективную оценку знаний обучаемого и хорошую
информированность преподавателя.
Полученные в ходе педагогического эксперимента
результаты дают основание предполагать, что в современных условиях информатизации
образования в системе профессиональной подготовки специалистов могут быть
разработаны модели обучения, позволяющие эффективно использовать в учебном
процессе ИТО, обеспечивающие единство требований ГОС ВПО и ведомственных
дополнений к выпускнику вуза и поддерживающие процесс поэтапного
профессионального становления специалиста.
1. Интеграционные технологии образования как средство совершенствования
управления качеством подготовки специалиста. Отчет о НИР
"Управление". - Орел: ВИПС, 1997.
2. Психолого-педагогические аспекты разработки и
применения в вузе информационных технологий обучения. Монография. - Орел: ОрелГТУ, 1997. - 131 с.
3. Гусев В.В., Образцов П.И.,
Щекотихин В.М. Информационные технологии в образовательном процессе ввуза. Учебное пособие. - Орел: ВИПС, 1997. - 126 с